03 июн

Оценена биомасса Земли

США

Специалисты из США оценили картину распределения жизни на Земле и установили долю углерода, принадлежащую ей. Выяснилось, что общая масса углерода, входящего в состав всех живых организмов, достигает 550 миллиардов тонн. Материалы исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Для получения интересующей ученых информации, они провели оценку биомассы и географических ареалов обитания организмов, используя различные источники - статьи, научные работы и специальные базы данных. По принятой в таких случаях методике исследователи вычленяли массу углерода, приходящуюся на представителей каждого таксона, не отвлекаясь на другие вещества. Три года ушло у биологов на определение биомассы каждого живого организма. Вначале у исследователей было намерение оценить и общее количество белка на планете, но в этом вопросе все дело усложнялось невозможностью учета общей массы почвенных бактерий. А потому решили ограничиться углеродом.

Результаты получились интересными. Из общей массы в 550 миллиардов тонн, 80% (450 миллиардов тонн) углерода принадлежит растениям. Примерно 13% (70 миллиардов тонн) находится в клетках бактерий, а еще 2% (12 миллиардов тонн) содержат грибы. И всего 2 миллиарда тонн углерода вносят в эту общую цифру представители животного мира. Причем, половина этих тонн принадлежит телам насекомых, всяких там ракообразных и паукообразных. На нас с Вами приходится вообще смехотворная часть - 0,01% общей массы живого углерода планеты или 0,06 миллиарда тонн... Что сравнимо с массой углерода, содержащегося в телах диких млекопитающих Земли. Неожиданно оказалось, что домашние животные, в том числе коровы, свиньи и прочий скот, дают вклад в общую цифру по содержанию углерода в двадцать раз превышающий тот, что вносят их дикие собратья. Хотя, что уж тут неожиданного - человек их разводит в своем хозяйстве, создавая им наиболее оптимальные условия для размножения и заботясь об их пропитании, при этом стараясь свести к минимуму всевозможные риски для их жизни.

Вера Максимова, 03.06.2018 13:55