08 мая

Форма орбиты Земли периодически изменяется

США

Американские геологи обнаружили, что гравитационное воздействие Юпитера и Венеры периодически изменяет орбиту нашей планеты, то придавая ей более округлый вид, то растягивая ее. Эта веселая "игра" продолжается не менее 215 миллионов лет. Материалы работы появились в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. В настоящее время Земля вращается вокруг Солнца по несколько вытянутой орбите. В среднем расстояние до него составляет 150 миллионов километров. При этом разность между наиболее близкой к светилу точкой земной орбиты и наиболее удаленной составляет около 5 миллионов километров. Исследователи считают, что раньше земная орбита была вытянута сильнее и это, вероятно, приводило к резким перепадам климатических условий на планете. Нестабильность влажности и температур должна была сильно влиять на живые организмы. Возможно, это было одной из причин массовых вымираний и формирования новых экосистем.

Как отмечает один из авторов исследования, Деннис Кент (Dennis Kent), сотрудник университета Ратгерс, специалисты еще пару десятков лет назад обнаружили, что из-за гравитационного влияния ближайших соседей и планет-гигантов орбита Земли изменяет свою геометрию примерно на 1% каждые 405 тысяч лет. Судя по всему, эти колебания должны быть постоянными и происходить, по меньшей мере, с кайнозоя. Следы этого циклического воздействия должны оставаться в горных породах, как изменения направления магнитного поля планеты.

Исследователи изучили породы в Аризоне, возраст которых составляет 215 - 210 миллионов лет. Это был период, когда на Земле звероящеры и прочие необычные твари стали вымирать, уступая планету первым динозаврам. В древних горных породах геологи обнаружили вулканический пепел и магматические породы, в которых сохранились следы смещения магнитной оси Земли. Как оказалось, это были очередные изменения формы земной орбиты, укладывающиеся в уже знакомый исследователям 405-тысячелетний цикл. Геологи полагают, что подобные вариации орбиты оказывали сильное влияние на эволюцию жизни на планете и ее геологическое строение.

Вера Максимова, 08.05.2018 16:32