07 мая

Установлены некоторые подробности жизни эдиакарской биоты

США

Группа исследователей из Калифорнийского университета в Риверсайде, возглавляемая бывшим выпускником Ленинградского горного университета, а ныне сотрудником вышеозначенного научного заведения Андреем Беккером (Andrey Bekker), выяснила, где жили и чем питались эдиакарские организмы. Статья с подробностями проделанной работы опубликована в журнале Nature Communications.

Самым древним сообществом, в котором присутствовали многоклеточные организмы, специалисты считают хайнанскую биоту. Она зародилась 850 миллионов лет назад. Позднее, 635 - 541 миллион лет назад, возникает эдиакарская биота. Множество окаменелых отпечатков этих мягкотелых существ содержат осадочные породы в разных уголках Земли. Именно отсутствие твердого скелета и создает сложность в изучении этих животных. По отпечатку на камне, часто фрагментарному, трудно понять, что это, собственно, было. Не говоря уже о том, где оно обитало и чем питалось.

Исследователи изучали горные породы, которым более полумиллиарда лет. В них и присутствовали ископаемые останки этих самых эдиакарских обитателей. Когда-то давно данные породы образовались на древнем континенте Фенносарматии (Балтике). Изучив биомаркеры, в частности, оценив присутствие изотопов углерода-13 и азота-15, а так же содержание органических веществ, палеонтологи смогли получить ряд интересных данных о жизни неведомых существ.

Оказалось, что эдиакарская биота обитала на шельфе древнего материка. Это была, по сути, окраинная часть континента, погруженная в море. Здесь было просторно - шельф тянулся на сотни километров. Водоросли на нем почти не встречались и фотосинтезом здесь промышляли бактерии. Самих их с удовольствием поедали эдиакарские существа, а так же органику, присутствующую в морской воде в виде частиц или растворенную в ней. Не густо, но маленьким организмам было достаточно и этого.

Исследователи не обнаружили маркеров, указывавших на присутствие на шельфе губок. Очевидно их нишу фильтровальщиков морской воды успешно освоили другие существа этой биоты и не допускали конкурентов в свои угодья. Есть некоторые указания на то, что странные эдиакарские организмы поглощали питательные вещества всей поверхностью тела - ртов у них не нашли.

Вера Максимова, 07.05.2018 18:17