27 апр

Планктон перемешивает воды океана

США

Слои воды в океанах постоянно перемешиваются, создавая некое среднее значение физических и химических условий. Ясно, что глобальными игроками в этом процессе являются подводные течения и ветер. Но выяснилось, что есть еще одна сила, которая участвует в этом действии. Удивительно, но ею оказались крохотные морские животные - планктон. Маленькие, шустрые рачки, размеры которых составляют 10 - 12 миллиметров (артемии), двигаясь в воде по каким-то своим делам, создают завихрения, значительно превосходящие их по размерам. К тому же они собираются в громадные стаи и эффект от таких вихрей суммируется.

Впервые о возможности такой роли планктонных рачков заявил в 1966 году океанолог Вальтер Мунк (Walter Munk). Однако, впервые проверить гипотезу смогли только теперь, когда вопросом заинтересовались исследователи из Стэнфордского университета. Специалисты поместили в два аквариума разной величины (2 и 1,2 метра) стайки рачков-артемий, примерно по 135 тысяч в каждый. В ёмкостях находилась вода с разной соленостью - внизу более соленая, чем наверху. В аквариумы добавили специальные микрочастицы, которые позволяли увидеть возникающие завихрения.

В стайке артемии держатся близко друг к другу, отдельные завихрения от движения отдельных особей складываются в большие струи. В ходе эксперимента оказалось, что стайка рачков увеличила скорость перемешивания воды в аквариумах в тысячу раз по сравнению с тем, как бы это происходило без них. Материалы работы и выводы экспериментаторов опубликовал журнал Nature.

Океанологи полагают, что в условиях океана происходят процессы подобные тем, которые они наблюдали в лаборатории. Огромные семейства планктона находятся в постоянном движении, перемещаясь по водной толще в поисках комфортных условий - подходящей температуры, насыщенности кислородом, наличия пищи. При этом в качестве побочного и невольного эффекта создают большие струи воды, перемешивающие океанские слои и выравнивая условия в окружающей жидкой среде - температуру, соленость, насыщенность кислородом и углекислым газом. И это важно для всей морской экосистемы.

Вера Максимова, 27.04.2018 17:14