23 мрт

Первые птицы птенцов не высиживали

Великобритания

Палеонтолог Чарльз Диминг (Charles Deeming) из университета Линкольна и его коллега Гаральд Мэйер (Gerald Mayr), изучив окаменевшие останки первых птиц и их яиц, пришли к выводу, что птенцов они не высиживали и не заботились о них. Исследователи провели расчеты и эксперименты на основании имеющихся образцов, которые показали, что скорлупа и строение яиц были недостаточно прочными, чтобы выдержать вес пернатых мамаш. Статья с материалами работы опубликована в журнале Journal of Evolutionary Biology.

Специалисты заинтересовались процессом воспроизводства первых птиц, когда выяснилось, что они несли небольшие по размерам яйца. Тазовые кости древних птиц не были подвижны, как у нынешних представителей этого класса. Интересно, а как тогда относительно тяжелая птица, к примеру конфуциусорнис, высиживала свои мелкие яйца. Появилось предположение, что никак, обходились без высиживания, по принципу "кому жить - тот выживет".

Исследователи проверили гипотезу, вычислив примерную массу двух десятков древних птиц и изготовив муляжи их яиц по структурным характеристикам ископаемой скорлупы, найденной при раскопках в Монголии и Китае. Результат получился впечатляющим - вес первых птиц в два - три раза превышал предельную нагрузку, которую могла выдержать яичная скорлупа. Яйца современных птиц устроены по-иному. Они имеют трехкратный запас прочности - выдерживают нагрузку, в три раза превышающую массу соответствующей птицы.

Не все специалисты согласились с мнением авторов работы. Оппоненты обращают внимание, что многие из древних птиц жили на деревьях и вряд ли стали бы в этом случае откладывать и оставлять яйца у их подножия, на земле. Но авторы работы уверенно парируют - ничто не мешало оставлять яйца в гнездах на деревьях. А дальше - как кому повезет. Палеонтологические данные свидетельствуют о том, что такие птицы исчезли вместе с динозаврами после падения метеорита. А у предков современных пернатых, переживших катаклизм, было эволюционное преимущество в виде заботы о своем потомстве.

Вера Максимова, 23.03.2018 17:24