Смысл жизни: стоицизм, аскетизм, гедонизм

By vera |

Зачем я пришел в этот мир? В чем смысл моего существования? Этот вопрос в течение жизни задает себе практически каждый. Но ответ находят не все, а только те, кто способен критически оценить свои поступки и стремления, понять, что есть главное лично для него, как лично он связан с всеобщей гармонией и порядком Вселенной.

Все выработанные в истории концепции смысла жизни можно разделить на два типа: субъективистские и объективистские. Первые подразумевают понятие о смысле жизни, сформированные отдельными людьми исходя из субъективных представлений о достойной жизни. Они полагают, что каждый человек имеет свое индивидуальное призвание в жизни, отличное от смысла жизни других людей. Объективистские концепции исходят из того, что жизнь человека имеет смысл лишь постольку, поскольку она должна реализовать цели, выходящие за пределы бытия индивидуума. Жизнь и деятельность осмысленны, если они руководствуются единым, разумным, высшим началом, пронизывающим все стороны жизни.

Наиболее разработанными в этом плане являются религиозные учения, связывающие жизнь человека с Творцом. Основу религиозного мировоззрения образует догмат о спасении души и желание обрести его побуждает человека сделать смыслом жизни служение Всевышнему. Такой смысл жизни дает утешение в невзгодах и бедах, обещает вознаграждение в будущей жизни. Это ориентирует человека на первенство духовного, нравственного начала в нем.

В качестве индивидуального начала, задающего смысл жизни, может быть долг, имеющий объективную природу. Он предписывается не отдельному индивидууму, а всем людям. Философ Иммануил Кант (1724 - 1804 г.г.) считал, что сама принадлежность к человеческому роду накладывает определенные обязательства. "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть, вместе с тем, и принципом всеобщего законодательства",- говорит мудрец. В качестве долга, которому можно посвятить жизнь, может быть воспитание детей, служение государству, забота о родителях, борьба за мир, защита окружающей среды.

Жизнь имеет смысл только тогда, когда она направлена не только на физическое выживание. Человек живет для чего- то и выявление этого "чего- то" является важной задачей, предшествующей сознательной осмысленной жизни. Необходимо определить для себя какие дела вам нравятся, от чего вы обретаете состояние душевного комфорта и удовлетворения, где ваше место в мире. Поиски смысла жизни обостряются при нахождении людей в пограничных ситуациях, когда существует реальная угроза существованию человека. Смерть - мощнейший фактор, заставляющий любого из нас задуматься о том, правильно ли мы живем.

Стоицизм и аскетизм.

Со времен античности ведет свое начало представление о жизни, как следовании судьбе, року. Оно разработано философами- стоиками, учившими, что мудрец должен следовать бесстрастию природы и любить свой рок. Стоики полагают, что в основе всего сущего лежит логос - всеобщая и разумная закономерность. В следовании ей состоит свобода человека. Стоики говорят:"Судьба согласного с ней ведет, противящегося - тащит". Вместе с тем, они не призывают к бездеятельности, фатальному следованию року. Наоборот, необходимо иметь характер, внутреннюю стойкость, чтобы достойно встречать неизбежное и необходимое. Подчиняясь судьбе, стоики стараются сохранить внутреннюю свободу. Достигается это за счет особого выработанного отстраненного отношения к текущим событиям и внешним воздействиям. Над человеком не могут иметь власти события, к которым он глубоко равнодушен.

Крайним выражениям стоицизма близок аскетизм. Это учение предписывает отказ от чувственных желаний и устремлений. Возникло течение в древнегреческой философской школе киников ("собаки"). Роскошь и излишества развращают ум, отвращают от естественности. Основатель этой школы древнегреческий философ Антисфен (445 - 365 г.г. до н.э.) сводил свободную, добродетельную и счастливую жизнь к отказу от потребностей и желаний. Его учеником был известный философ Диоген (412 - 323 г.г. до н.э.), по легенде живший в бочке и не желавший ничего большего. Он превозносит образ жизни животных и первобытных людей, за свой образ жизни получает прозвище "собака". Известен из истории его разговор с Александром Великим, в котором на предложение выполнить любую просьбу, философ попросил не загораживать ему Солнце. Классическими представителями аскетизма являются монахи и отшельники. Аскетически- стоический образ жизни нельзя серьезно рассматривать как форму смысла жизни, но как его условие он приобретает все больше сторонников, особенно в условиях экологического кризиса и исчерпания природных ресурсов.

Гедонизм.

Это учение древнегреческой философской школы киренаиков и считающее смыслом жизни удовольствие и наслаждение. Ее основатель Аристипп (435 - 356 г.г. до н.э.) утверждал, что толпа стремится к вещам и благам, мудрый же к удовольствиям от вещей и благ. Удовольствие есть мерило добра и зла. Наслаждение и удовольствие - главный мотив всех человеческих поступков и деяний. Эпикур (341 - 270 г.г. до н.э.), сторонник этого учения, считал высшей формой счастья состояние свободы от телесных и душевных страданий и тревог. Стремление к чувственным удовольствиям и наслаждениям приводит к известному принципу "после нас - хоть потоп".

В девятнадцатом веке была предпринята попытка рационализировать гедонистическое мировоззрение. Утилитаризм - течение в этике, которое заменило принцип удовольствия и наслаждения принципом пользы и счастья. Новое направление призывает отдаваться не любому влечению, делать выбор с учетом их последствий. Иеремия Бентам (1748 - 1832 г.г.), английский социолог и один из классиков утилитаризма, построил целую моральную арифметику - систему расценок удовольствий с точки зрения их силы, длительности и так далее. Другие последователи пытались различать удовольствия не с количественной, а с качественной точки зрения. Например, интеллектуальные удовольствия выше чувственных, альтруистические выше эгоистических. "Лучше быть недовольным Сократом, чем довольным дураком",- говорил Джон Стюарт Милль (1806 - 1873 г.г.), британский философ, экономист и политический деятель, придерживавшийся утилитаризма. Несостоятельность подобных расценок очевидна. Человеческие переживания индивидуальны и не могут быть подведены под общий знаменатель. Кроме того, следование удовольствиям имеет смысл в связи с какой- то объективной целью, выходящей за пределы индивидуального бытия.

Информация:

Доброхотов А. Л. "Цель", Новая философская энциклопедия, М., Мысль, 2010

Сергеев К.А., Слинин Я. А. "Природа и разум: античная парадигма", Л., ЛГУ 1991

www.pobedish.ru

www.realisti.ru


Нет комментариев


Оставить комментарий