Смысл жизни: долг и призвание

By vera |

Идеи относительно смысла жизни впервые появляются в древневосточной философии, ориентированной на рассмотрение не каждого индивидуума в противопоставлении его обществу, а на рассмотрении его, как важной составляющей этого общества. Она определяла нормы человеческого существования, служила отражением консервативного характера восточных цивилизаций и опиралась на традиционность канонических текстов, а не на публичные дискуссии, лежащие в основе древнегреческой философской школы. Западная модель времени линейна, вектор идет из прошлого в будущее, настоящее кратковременно и возврата к нему нет. Отсюда и отношение к жизни как к чему-то временному, быстротекущему, как к некому временному интервалу, который следует просто переждать. И надо либо успеть насладиться всеми удовольствиями, вкусить максимум счастья, либо не стоит и пытаться достичь чего- либо, нужно ограничить свои желания, так как все в этом мире временно и возврата не будет. Восточная модель времени циклична, она подразумевает вечный круговорот и повторение. Природа и человек завершают круг жизни и возвращаются к исходной точке чтобы начать все сначала, но на новом уровне.

Смысл жизни в следовании своему долгу и призванию видит китайский философ Конфуций (551 - 479 г.г. до н.э.), живший в то же время, что и Будда, Фалес и Пифагор. Основные положения, записанные его ученикам, состоят из сборника изречений "Беседы и суждения". Человека Конфуций рассматривает как субъект природы, подчиненный ей, но умеющий и противостоять. Цель его философии заключается в постижении смысла жизни, в поиске путей воспитания в человеке умения и стремления жить правильно,, в соответствии с традициями. Правильное понимание человеком своих обязанностей может прийти только с изучением традиций. Конфуций рассматривал идею правильной жизни на всех уровнях - от семьи до управления обществом и внешней политикой государства.

Его учение практически направлено, оно делит общество на три класса - благородных людей, средний класс и низший, имеющий отягощенную прошлыми жизнями карму. У представителей каждого класса свой смысл жизни и свой долг. От того, насколько все следуют своему долгу и призванию зависит благополучие общества в целом. Смысл жизни благородных людей в исполнении долга и следовании традициям, при этом материальное благополучие отходит на второй план. Благородный муж стремится к качеству "жэнь" (человечности, гуманности). Это возможно лишь по велению сердца и определить достиг ли он его может лишь он сам. Второе его качество - "вэнь" (культура, знание традиций). Благородный муж должен иметь богатый внутренний мир, основанный на знании традиций, и постоянно применять свои знания на практике в виде ритуалов. Их функция заключается в в поддержании традиций. Конфуций рассматривает смысл жизни достойного человека как постоянный процесс учения и воспитания. Средний класс должен стремиться подражать благородным людям в следовании долгу и выполнять свое предназначение, низший - стараться улучшить свою карму и на следующем витке занять более достойное место.

Согласно представлениям западной культурной традиции, в основании гуманизма находится личная свобода. Соответственно, любить человека - значит представлять ему максимум свободы действия. Гуманность по Конфуцию заключается в долге. Любить человека - значит выполнять свой долг по отношению к нему. То есть не представлять свободу, а заботливо опекать и, если нужно, наказывать для его же пользы. "Как можно быть не требовательным к тому, кого ты любишь? Как можно оставить без наставления того, кому ты предан?" Космогоническая система, составленная Конфуцием, рассматривает жизнь, как подвиг долга и самопожертвования, в результате которого возникает полноценное общество.

Стремление к знаниям, различные пути постижения истины более ценны, чем сама человеческая жизнь. Ведь она циклична, а для следующего более высокого ее витка необходимо упорно работать над собой и теми, кого ты любишь. В целом, в восточной традиции жизнь человека имеет меньшую ценность, чем в западной, что связано с идеей реинкарнации. Конфуцианская идея человечности как долга подразумевает объединение интеллектуальных усилий всех слоев общества на основе традиций. Какое бы место не занимал человек в общественной иерархии, он обязан добросовестно выполнять свой общественный долг и в этом его призвание. Все люди обязаны стремиться вести правильную жизнь в понятие которой входит выполнение общественного долга, направленного на сохранение традиций. Единственным преимуществом благородного человека в философии Конфуция являетмя то, что он выступает в качестве цели жизни.

Смысл жизни, в конечном итоге, Конфуций, как и его современники (Будда, Сократ) видел в следовании традициям. Их он рассматривал в качестве высшего блага, основного условия приспособления к жизни и продолжения существования человечества. Смысл жизни заключается в "правильной" жизни, в выполнении своего долга по участию в общем деле сохранения традиций. А общественное значение каждой отдельной жизни определяется степенью его общественного участия. В каждом человеке, согласно Конфуцию, изначально заложено стремление к благу, то есть соответствию традициям. Что является условием возможности реализации смысла жизни. В своей сущности человеческая природа непорочна. Но у человека есть выбор - он может стать благородным или низким. Добродетельному человеку достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути.

Смысл жизни в философии Конфуция базируется на предназначению человека. Он предполагает, что каждый человек в этой жизни зачем- то нужен. А нужен он гармоничному обществу, где каждый связан со всеми и благополучие всех определяется добросовестностью и благополучием каждого.

Информация:

Конфуций "Книга песней и гимнов", М., 2002

WWW.smysly.ru

WWW.zhurnal.lib.ru


1 комментарий

  • v13v13 01.03.2017 19:12

    1. 03. 2017 17. 41 Ребята позвольте подвинуть к вам истину абсолютную поближе. Она есть, вот модель. Всё человечество не более 15 миллиардов человек, вместе с бывшими больше. Но, внимание, конечное число. Инопланетян пока нет. Значит честное голосование всех за и есть абсолютная истина. Появятся новые аргументы убедительные для всех, она дискретно изменится. Примите, дам определение жизни. Владимир

    [ответить]

Оставить комментарий