Календарь

Календарь - определенная система счета длительных промежутков времени

Исследования

Все исследования

Новости

07.01.17 // Европа, Австралия, США
В христианском летосчислении не оказалось определенности »

17.08.16 // США
Раскрыто предназначение календаря Венеры майя »

Все новости

По мнению ученых, слово календарь происходит от латинских "caleo" - провозглашать или "calendarium" - долговая книга. В Древнем Риме начало месяца наступало тогда, когда его объявляли жрецы. И думается, здесь не обходилось без выгоды - ведь в начале месяца было принято платить проценты по долгам. Так или иначе, слово прочно вошло в лексику народов мира.

Необходимость счета промежутков времени между интересующими человека событиями возникла на самой ранней стадии развития человечества. Для выживания и добычи пищи приходилось следить за природными процессами и учитывать их последовательность. Охотники должны знать, когда их потенциальная добыча сезонно мигрирует на новое пастбище. Или птицы начнут перелет на юг. Или наступает период появления детенышей в стаде. Все это играет определяющую роль при выборе места и способа охоты. Собиратели должны уметь определять когда и где созревают плоды, когда можно собирать съедобные травы, когда клубни набирают вес и питательность.

С развитием общества и появлением земледелия потребность в календаре только росла. Нужно вовремя посадить и собрать урожай, вовремя перегнать стадо на высокогорное пастбище и вернуть его обратно. Ошибка обернется голодом и, возможно, гибелью. Измерять промежутки времени можно, сопоставляя их с цикличными природными явлениями - разливом реки (Египет), сменой дня и ночи, изменением (фазы) вида Луны, наблюдая сезонное изменение вида звездного неба, смещение точек восхода и захода Солнца. Основную роль играли астрономические наблюдения - сезонные изменения в природе привязывались к виду звездного неба. Так появляется счет периодов сельхозработ, счет лет.

Математики знают - чтобы вести счет, необходима точка отсчета и единичный вектор, то есть, от чего считать и что отмерять в качестве единицы счета. От чего вести счет годам? Единства в вопросе нет. От чего только не вели - от дня основания города, от прихода нового правителя, от сотворения мира (5508 или 5509 г.г. до н.э), от Рождества Христова (4 г. до н.э - 1 г. н.э ?). А потому и в настоящее время существует много номеров одного и того же года, в зависимости от вида календаря у народа и начальной точки отсчета дат. Так европейский 2011 в китайском календаре именуется 4709, в византийском - 7520, в исламском - 1432 - 1433.

Считать удобно сутками, укладывая их в промежуток между двумя последовательными одноименными событиями. Наиболее простым способом является наблюдение за сменой фаз Луны. Древние обратили внимание, что вид ее диска меняется примерно каждые семь суток. Отсюда и первые календари - лунные, имеющие в своей основе движение спутника. Со временем идет накопление знаний, их анализ и появляются более сложные лунно- солнечные и солнечные календари.

Лунный календарь

В основе лунного календаря лежит синодический месяц - промежуток времени, через который фаза Луны повторяется. Его продолжительность составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2 секунды. Солнечный основан на понятии истинного (тропического) года. Это промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра диска Солнца через точку весеннего равноденствия. И его продолжительность составляет 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Каково? Вот где порылась собака - сутки, месяц и год оказываются несоразмерными величинами! Дальше - почти по Ильфу и Петрову - "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", каждый устраивался как мог.

Лунный календарь полагает, что год делится на 12 месяцев по 29 или 30 дней и состоит из 354,36706 суток, при этом не берутся во внимание времена года, до них просто никому нет дела. За три года в таком календаре возникает ошибка в более чем одни сутки и ее приходится корректировать. Кроме того не совсем удобно движение начала года по разным сезонам. Такой вид календаря используется странами, где государственной религией является ислам. Результаты археологических раскопок позволяют утверждать, что элементы лунного календаря существовали уже 12 - 17 тысяч лет назад.

Но для государства необходим календарь, поддерживающий продолжительность года близкой к земледельческому циклу работ. Одним из таких государств, где уже в III тысячелетии до нашей эры при счете времени удалось сочетать смену фаз Луны и смену времен года был Древний Вавилон, имевший лунно-солнечный календарь. В нем содержалось 12 месяцев и использовалась вставка еще одного, для устранения расхождения с тропическим годом. Месяц начинался в тот вечер, когда после новолуния впервые появлялся серп молодой Луны. Поэтому и сутки начинались с вечера. Семидневной недели не было, но месяц содержал 4 - 5 выходных, когда нельзя было работать. Добавочный месяц вначале вводился указом правителя, но позднее вавилонские астрономы научились делать такие вставки, исходя из положения Солнца на эклиптике.

Звездное небо, как календарь

Аналогичная система работала и в календаре древних греков. В начале I тысячелетия до нашей эры Греция состояла из городов- государств (полисов). Они колонизировали острова и побережье от Малой Азии до южной Италии и северных берегов Черного моря. И земледельцам, и мореплавателям, и торговцам нужен был счет времени. Греки отлично знали звездное небо и использовали это в быту, как своеобразный календарь. Поэт Гесиод (VIII век до н.э) поучал: "Начинай жатву, когда Плеяды восходят, а пахоту - когда собираются заходить. Когда Сириус над головой - руби деревья. Появляется вечером Арктур - подрезай виноградные лозы. С заходом Ориона и Плеяд год завершен". Как отмечал древнегреческий ученый Гемин в I веке нашей эры, греки, чтобы приносить жертвы богам по обычаям предков, должны сохранять в годах согласие с Солнцем, а в днях и месяцах - с Луной.

Впрочем, точность счета времени, видимо, совсем не беспокоила жителей Эллады в их благодатном климате - каждый полис самостоятельно определял начало года и использовал дополнительный месяц как хотел. Известен факт, когда в Афинах месяц Мунихион вначале переименовали в Антестерион, а затем, ничтоже сумняшеся, и в Боэдромион - чтобы показать выдающемуся полководцу Деметрию Полиокрету, недолго пребывавшему в городе, малые и большие элевсинские таинства, празднуемые соответственно в эти месяцы. В итоге, сопоставить афинскую дату с современным календарем удается лишь иногда.

В современном мире большинство государств использует солнечный календарь, который появился в Древнем Риме.

Солнечный римский календарь

Особенностью такого календаря является выравнивание календарного года с тропическим при помощи системы високосов, при этом совершенно неважно в какой фазе пребывает Луна. Вначале римляне пользовались лунным календарем, в который добавлялся 13 месяц через год. В добавок им владели жрецы, которые в корыстных целях то "придерживали" время, то заставляли его "нестись вскачь". Неразбериху в римском календаре лучше всех охарактеризовал французский философ Вольтер (1694 - 1778 г.г.), заметив, что римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали в какой день. В конце концов верховный жрец, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь (100 - 44 г. до н.э) в 46 году до нашей эры проводит реформу календаря, разработанную и предложенную астрономом Созигеном. Этот счет лет сейчас называют юлианским или старым стилем.

Продолжительность года по этой системе составляла 365 дней и каждый четвертый год дополнялся лишним днем. Такой дополненный год назывался annus bissextus - откуда наше "високосный". Средняя продолжительность года в этом календаре на 11 минут 14 секунд больше тропического года, то есть ошибка в одни сутки набегает за 125 лет. Для того времени это был отличный календарь. Однако, шло время и постепенно накопилось достаточное расхождение, чтобы уже в христианской Римской империи на Никейском соборе в 325 году встал вопрос о недопустимости сползания весенних праздников на лето и неопределенности с празднованием Пасхи. Так назрела очередная реформа. Ее осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского астронома Луиджи Лилио (1510 - 1576 г.г.) и германского астронома и математика Христофора Клавия (1537 - 1612 г.г.) в 1582 году.

Что нового добавили Лилио и Клавий? Самую малость - изменения касались только тех лет, чей порядковый номер является целым числом сотен. Например - 1600,1700, 1800 и так далее. По старому стилю все они считались високосными (так как номер года делится на 4) и подлежали удлинению. В новом календаре если в таких годах количество сотен делится на 4 - год високосный, если нет - значит нет. Скажем, 1600 - високосный, 1700 - нет. Все остальное без изменения, как и в юлианском календаре. Однако, небольшое уточнение привело к тому, что теперь ошибка в одни сутки набегала за 3300 лет. Это и есть календарь, которым мы и большинство стран мира сейчас пользуемся - григорианский или новый стиль.

Разумеется, нет предела совершенству и неоднократно предпринимались и предпринимаются попытки улучшить систему, создать универсальный вечный календарь, где каждый месяц заканчивался бы в воскресенье, как и год, а дни недели стояли на одних числах. Однако пока не удается достичь мирового согласия - одних это устраивает, других, чаще по религиозным соображениям, нет. А как же майя? Мы волнуемся. У этого удивительного народа было несколько календарей сразу, с тесно переплетенными датами. Был календарный год в 260 дней (полькин), видимо, как период между посевом и сбором урожая. Был календарный год в 360 дней (тун), такой они принимали продолжительность солнечного цикла. Был год в 365 дней (хааб), которым пользовались в повседневной жизни. Плюс учитывались циклы в 4, 19 и 52 года... Словом, не стоит переживать. Когда заканчивается один календарик - можно купить другой или сделать самому, кому как удобнее.

Смотрите так же: